Экскурсия на луг с детьми старшей группы
I. Программное содержание
1. Сформировать у детей представление о том, что луг — это сообщество травянистых растений.
2. Упражнять в различении и назывании типичных представителей луга: ромашка, колокольчик, гвоздика, льнянка («львиный зев»).
3. Развивать умение замечать характерные и индивидуальные признаки растения (у ромашки не один цветок, а много мелких цветков собрано вместе); познакомить с их особенностями.
4. Формировать понимание связи между условиями и потребностями растений, подвести к выводу, что на лугу растут светолюбивые растения.
5. Формировать представление, что на лугу среди травянистых растений живут насекомые: бабочки, пчелы, божьи коровки и др. Приучать детей наблюдать за растениями, насекомыми.
6. Формировать умение правильно вести себя, не шуметь, не ловить насекомых, не рвать много цветов.
7. Вызвать эмоциональное отношение к наблюдаемым при-» родным явлениям, объектам, соотносить их с художественным образом.
8. Воспитывать эстетическое чувство, умение ценить красоту лугов и т.д. /
9. Обогащать словарь детей за счет названий новых растений, придумывания эпитетов. Формировать связную диалоговую речь.
II. Предварительная работа
Экскурсия на луг в начале июня; предварительная беседа «Наш луг»; рисование, дидактические игры на узнавание иразличение цветов. Чтение книг о цветах, стихов Е.Серовой«Наши цветы» и др.; загадывание загадок; рассматривание гербария.
III. Ход экскурсии
— Ребята, я вам загадаю загадку, а вы постарайтесь догадаться, о чем она:
Мы по ковру идем с тобой, Его никто не ткал. Лежит у речки голубой — И желт, и синь, и ал.
Правильно, это луг. Ребята, осмотритесь вокруг. Как красиво! Вам нравится? А что вам нравится? (Много цветов.) Да, нас окружает множество трав, цветов. Все это можно назвать одним словом. Как вы думаете, каким словом можно все это назвать? (Луг.) Правильно. Ребята» на что похож луг? (На ковер, на красивую разноцветную скатерть и т.д.) А почему вы так думаете? (Много ярких разноцветных цветов.) Ребята, а давайте представим, что мы оказались в волшебной стране, где нас окружает множество звуков, запахов, света, тепла. Давайте ляжем на наш великолепный ковер, закроем глаза и послушаем... Ребята, что вы услышали? (Жужжание пчел, голоса птиц.) А вы почувствовали что-нибудь? Что вы почувствовали? (Запах цветов, тепло солнца.) (Спросить нескольких детей: «Дима, а как ты почувствовал тепло солнышка?» — «Я протянул ладошки к солнцу, закрыл глаза».)
Ребята, осмотритесь вокруг. Какого цвета луг? (Красного,
желтого, синего цвета, разноцветный.) (Прочитать стихотворение Л. Куклина «Какого цвета луг?») Ребята, а как вы думаете, почему луг такой красивый, разноцветный? (Много красивых, ярких цветов.) Вспомните, о каком луге я вам читала книгу? (О золотом луге.) Вера, а почему он так называется? (На нем росло много желтых одуванчиков.) Саша, на что похож одуванчик? (Одуванчик похож на золотой, желтый шар, чашечку.) Вот видите, оказывается, луг может быть еще и золотым. Ребята, а белым луг может быть? (Да.) А какие цветы растут на белом
луге, как вы думаете? (Ромашки, белый клевер.)
Ребята, а давайте узнаем, какие цветы, насекомые живут на нашем волшебном ковре, который называется... Как? (Луг.) Отгадайте, о каком цветке эта загадка?
Стоит в саду кудряшка,
Сердечко золотое.
Что это такое?
(Ромашка.)
Давайте найдем ее на лугу и поздороваемся с ней:
Добрый день, ромашка,
Белая рубашка,
Желтая серёдочка,
Листья — словно лодочка.
(Л.Куклин)
Ребята, на что похожи листья ромашки? (На лодочку.) С чем можно сравнить лепестки? (С белой рубашкой.И т.д.)
Ребята, а сейчас мы внимательно рассмотрим ромашку. (Раздать лупы.)
Всмотритесь в цветок и разглядите, что в серединке? (Желтое сердечко.) А что по краям? (Белые лепестки.) Сколько лепестков у ромашки? (Много.) На что они похожи? (На капли.) Красивая ромашка?
Вот видите, мы рассмотрели цветок и узнали, что у ромашки не один цветок, а много мелких цветов собрано вместе.
— Ребята, вспомните, о каких цветах мы читали стихи? (О колокольчике, ромашке, васильке, гвоздике)
(Воспитатель показывает колокольчик и предлагает детям найти его на лугу.Провести игру «Найди такой же».)
— Ребята, найдите на лугу цветок голубой, как небо. Аня, какой цветок ты будешь искать? (Колокольчик.)
Как вы думаете, ребята, за что колокольчик получил свое название? Какой формы чашечка у цветка? (В форме колокольчика.) Да, форма лепестков похожа на колокольчик, поэтому цветок так и называют.
А теперь найдите цветок, похожий на звездочку. Саша, расскажи, какой цветок ты нашел? (Гвоздику.) Давайте рассмотрим ее внимательно. Посмотрите, какие у гвоздики острые лепестки. Догадайтесь, почему этот цветок так называется? (Лепестки острые, как гвоздики.) Ребята, вы, наверное, очень удивитесь, если я вас попрошу найти и принести растение, которое называется «львиный зев» или «львиная пасть». Давайте найдем его и попробуем разобраться, почему он так называется. Смотрите: перед нами красивый желтый цветок, который очень хорошо пахнет.(Предложить детям понюхать.) Этот цветок имеет еще одно название — льнянка. Но чаще его называют «львиный зев», «львиная пасть». Почему этот цветок так называется? (Похож на пасть.)
А теперь давайте осторожно сдавим цветок с боков. Приглядитесь внимательно. (Дать лупу.) Цветок как будто раскрыв рот. Сунешь палец — укусит! А вот пчелка не боится львиного! зева. (Понаблюдать, как пчелы собирают нектар с цветов.) Пчелка забирается в цветок и собирает нектар.
(Провести игру «Что видел?»). Дети наблюдают за насекомыми и затем рассказывают, что видели.)
— Ребята, как вы думаете если бы не было насекомых, то был бы наш луг таким ярким, красивым? (Нет.) Почему вы так решили? (Они опыляют, защищают цветы от вредителей.) Правильно, благодаря насекомым, птицам луг выглядит красивым.
(Игры:«Найди по описанию», «Узнай по запаху».)
— Ребята, какие растения вы видели на лугу? Где еще вы видели эти растения? (В лесу, в поле.) В каких местах вы видели эти растения; на солнечной поляне или в чаще леса? (На солнечной поляне.) Подумайте, ребята, почему эти растения можно увидеть на лугу повсюду, а в лесу только на светлых, солнечных местах? (Растениям этим нужно много света, тепла.) Как можно назвать растения, которые любят свет? (Светолюбивые растения.)
(Спросить нескольких детей.)
А как вы узнали, что на лугу много света и тепла? (Погрели руки, лицо, закрывали глаза от солнца.)
Понравилось вам наше путешествие в волшебную страну, где много света, тепла, красивых цветов, насекомых?
Ребята, давайте нарисуем волшебный ковер (страну), когда придем в группу.
(В заключение предложить детям побегать, поиграть на лугу.Провести дидактическую игру «Раз, два, три — к цветку беги».)
Экскурсия на водоем с детьми старшей группы
Программное содержание
1. Образовательные задачи. Формировать у детей представление о том, что пруд — это сообщество водных и наземных растений и животных, знание типичных представителей пруда:
животные (жучок-вертячка, улитка-прудовик, катушка, водомерка); растения (элодея, ряска). Формировать понимание связи между условиями среды и строением и формой животных, живущих в пруду (у рыб продолговатое тело, есть хвост и плавники, с помощью которых они плавают, у лягушек длинные задние ноги, с помощью которых лягушка отталкивается в воде; у водомерки — специальное строение лапок, позволяющее ей бегать по воде. Формировать представление о том, что многим животным для размножения, роста и развития нужна вода (лягушки, стрекозы).
2. Воспитательные задачи. Формировать эстетические чувства — учить детей видеть красоту пруда (много воды, вода блестит на солнце, вокруг пруда растут трава, цветы).
3. Умения:
а) познавательные умения — приучать детей наблюдать за растениями, животными пруда; формировать умения правильно вести себя на пруду — не шуметь, бережно относиться к животным и растениям пруда, отпустить всех пойманных животных, кроме тех, которые Потом будут взяты в группу, по дороге на пруд держаться всем вместе, не рвать цветы, не ломать ветки деревьев;
б) речевые умения — формирование связной речи, активизация словаря за счет слов водомерка, прудовик, катушка, обогащение словаря новыми названиями растений, придумывание эпитетов.
Материалы к экскурсии: таз, сачок, маленькие ведерки, мисочка; подготовить необходимое оборудование для размещения принесенного с экскурсии материала: банки с водой и промытым песком, террариум для лягушки.
Предварительная работа:
Цель — формировать представление об отдельных видах растений и животных пруда (рисование их, показ картинок, чтение рассказов — В. Бианки «Лесная газета», «Где раки зимуют?», «Приключения муравьишки», обращая внимание на приключения муравьишки на пруду; наблюдение за животными и растениями аквариума.
Проводятся предварительные опыты, формирующие у детей представление о необходимости водных растений (берутся 2 аквариума с рыбками, в один помещают водные растения, в другой — нет). Дети наблюдают и фиксируют изменения в аквариуме — помутнение воды, загрязнение стенок аквариума, изменения в поведении рыб. Затем воспитатель предлагает поместить в аквариум какое-либо водное растение и зафиксировать происходящие изменения. В конце опыта дети приходят к выводу, что растения нужны в водоеме для его очистки, для снабжения водоема кислородом.
Беседа об экскурсии
Цель — заинтересовать детей и напомнить правила поведения.
— Помните ли вы тот пруд, на который мы с вами ходили ранней весной? Как он тогда выглядел? Заметили ли вы тогда каких-нибудь животных, растения? Почему не заметили? Как вы думаете, как этот пруд может выглядеть сейчас? Что на нем изменилось? Почему? Каких животных мы сможем увидеть на нем? А вообще каких животных и растения пруда вы знаете? Как они выглядят? Сейчас я вам покажу картинки, а вы попробуйте найти на них известных вам животных, растения. Если вам будет трудно, вспомните, какие растения есть - у нас в аквариуме, попробуйте отыскать их.
А теперь давайте вспомним правила поведения на экскурсии. Как себя надо вести на пруду, около воды? А как надо вести себя по дороге на пруд? Запомните, что мы должны будем выпустить всех пойманных животных, кроме тех, которых мы с вами возьмем в группу.
Ход экскурсии
I часть. Подходя к пруду, воспитатель говорит:
— Ребята, сейчас каждый из вас найдет такое место, откуда, как ему кажется, пруд выглядит наиболее красиво. Постойте там и полюбуйтесь, как красив пруд, как блестит вода. Пруд как бы маленькое зеркальце посреди лесной поляны. Смотрите, в нем отражаются облака, бегущие по небу. А теперь закройте глаза, просто послушайте песню пруда. Что вы слышите?
Затем воспитатель подходит к каждому ребенку, спрашивает, почему он выбрал именно это место, просит придумать эпитеты, рассказать, на что похож пруд. Потом дети и воспитатель подходят ближе к пруду, рассматривают растения и животных. Дети могут присесть на корточки, опустить руку в воду, ощутить ее тепло. Воспитатель дает задание: «Кто первым увидит лягушку (жука-водомерку, катушку), пусть покажет ее другим детям и расскажет, что знает о ней».
II часть. Вопросы воспитателя:
— Каких животных вы увидели? Кто больше? Какие растения пруда вы нашли и узнали? Почему в пруду так многорастений? Зачем они нужны? Почему в это время года так громко квакают лягушки? Как они растут и развиваются? (Чтобы детям легче было ответить на этот вопрос, воспитатель отлавливает немного лягушачьей икры, головастика и взрослую лягушку, сажает юс в принесенные банки и дает их рассмотреть детям.) Затем воспитатель спрашивает:
— Как передвигается жук-водомерка? Как отличить катушку от прудовика?
Воспитатель предлагает детям поиграть, (игра «Угадай по Описанию»: один ребенок описывает растение или животное пруда, не называя его, а другие дети должны отгадать, кого он описывает). Затем воспитатель дает детям задание отловить сачком жучка-вертячку, улитку-прудовика, катушку, лягушку для последующего наблюдения в группе. Остальных отловленных животных выпускают. Затем воспитатель задает обобщающие вопросы:
— Чем пруд отличается от леса, луга, парка? В чем сходства и отличия пруда от других водоемов (реки, озера). Как животные и растения, которых мы видели, приспособились к жизни в воде и около нее?
III часть. Воспитатель и дети снова рассматривают пруд с какой-нибудь возвышенной точки. Воспитатель говорит:
— Полюбуйтесь еще раз, как красив пруд весной. Посмотрите на него внимательно и хорошенько запомните, а когда мы придем в детский сад, вы нарисуете пруд. Покажите свои рисунки родителям и расскажите им, как много интересного; необычного вы видели сегодня на пруду.
Последующая работа
Цель — уточнить представления детей, систематизировать и обобщить их. Наблюдение за принесенными с экскурсии животными, которых размещают в уголке природы (лягушку сажают в террариум, улиток — в отдельные банки, жука-вертячку — в широкую посуду, чтобы дети видели, как он передвигается). В течение 2—3 дней дети ведут наблюдение за животными: ежедневно осматривают их, наблюдают за движениями, дают корм, зарисовывают. После этого во время прогулки выпускают животных в водоем. Также дети рисуют то, что видели — отдельных животных или пейзаж «Наш пруд». Рисование пруда в разное время года, придумывание экологических сказок, описательных
Экскурсия в лес с детьми подготовительной к школе группы
Программное содержание
Сформировать у детей представление о том, что лес — это сообщество разнообразных растений (деревьев, кустарников, трав, грибов). Знать и различать деревья 5—7 видов: береза, осина, липа, дуб, ель, сосна…; кустарники 2-3 видов: боярышник, орешник, кусты малины; цветущие травы 4—5 видов: ландыш, звездчатка лесная, кипрей, тысячелистник.
Уточнить представления о животных и др. обитателях леса (в лесу живут звери: белка, еж, лиса..., птицы — дятел, кукушка, иволга, синицы; насекомые — муравьи, жуки, бабочки..., в сырых местах можно встретить лягушек). На полянах и в чащах растут разные травы; люди заботятся о лесе — охраняют его от пожара, расчищают, сажают новые, молодые деревья.
Формирование речевых умении (обогащение словаря за счет новых названий и эпитетов; формирование связной монологической описательной речи, а также речи-доказательства).
Вызывать радость и удовольствие от пребывания в лесу; формировать эстетическое восприятие.
Формировать умение правильно вести себя в лесу (не шуметь, не мусорить, не рвать растения, не пытаться ловить птиц).
I. Предварительная работа
Цель: Систематизация представлений о лесе как об экосистеме (рисование, гербарии, знакомство с лекарственными растениями)
Читать: Н.Верзшган. «Деревья в лесу»; М.Ильин, Е.Сегал. «Рассказ о кустах и деревьях»; Г. Денисова, А. Стрижев. «Земляника»; Н.Верзилин. «В лесу»; В.Кожевников. «Звездчатка лесная» ; Б. Александров. «Кипрей», «Тысячелистник»; А. Клычков. «Белка»; Ю.Дмитриев. «Иволга», «Кукушка»; И.Соколов-Ми-Китов. «Кукушонок»; И. Никитинский. «Муравьи»; Г.Скребиц-кий. «Божья коровка»; Ю. Дмитриев. «Кто охраняет мою полянку», «Враги нашего леса»; В.Шефнер. «Лесной пожар; Е.Трут-нева. «Земляника»; Е.Благинина. «Одуванчик».
Экскурсия в лес в конце марта — начале апреля, когда почки еще не проклюнулись.
Детские игры: Лото «Лесные цветы», «Кто живет в лесу».
Рассматривание гербариев.
Беседа перед экскурсией
Чтобы заинтересовать детей целью экскурсии — игровой сюжет; (Например: принести письмо от гнома, или пусть кукла-гном ведет часть экскурсии или всю ее.)
Возврат к прошлому опыту: «Помните, как мы приходили сюда весной? На деревьях тогда были маленькие почки, а теперь? Какой лес теперь?» Прочитать стих. «Земляника».
«Если вы будете себя хорошо вести сегодня — не будете шуметь и пугать птиц, не будете убегать, чтобы все беспокоились, наверное, добрый гном покажет нам свою земляничную полянку».
II Экскурсия
- Вот смотрите, мы как бы у «порога» леса. Попробуйте сравнить лес с лугом. Какие они? (Луг гладкий, ровный, на нем растут трава и цветы, а в лесу — деревья, кустарники, они высокие.) А теперь закройте глазки, подставьте лицо солнышку. Вспомните, как называется край леса, его начало. (Опушка)
Давайте подойдем к лесу поближе, мы пройдем через опушку и потом посмотрим опять на луг. На что он похож? (Ответы детей)
А мне кажется, что он похож на зеленое море. Сейчас опять закройте глазки и попробуйте почувствовать, смотрит ли на вас солнышко, греет ли оно вас? Когда солнышко греет — кажется, что оно гладит лицо своими лучиками, как будто мама. Ну, почувствовали солнышко? Значит, где солнца и света больше, на лугу или' в лесу? Наверное, луг и опушку можно сравнить с морем, где неглубоко — у берега, а лес — это уже море, по которому ходят большие корабли.
Давайте сейчас пройдем по лесу, как по дну нашего моря. Лес — это ведь целый мир. А мы будем путешественниками.
В чаще леса предложить детям тихо постоять и прислушаться, чтобы потом каждый мог описать, кто что слышал. Если будут слышны птичьи голоса — учить различать 2—3 птиц. Расспросить, кто что знает об этих птицах. Рассказать, что кукушка не только подкладывает яйца в чужие гнезда, но и поедает таких гусениц, которых, кроме нее и иволги, не ест ни одна другая птица. Ведь среди гусениц есть и мохнатые. А кукушка ест их всех подряд. Бывают случаи, когда всего несколько кукушек спасают очень большие участки леса от лесных вредителей.
Предложить поискать липу, дуб. Дать детям понюхать желтые цветочки липы и спросить, почему около дерева кружится много пчел. Вспомнить стихотворение Воронько «Липка».
Показать детям грибы. Рассказать (или вывести из наблюдений), что грибы любят сырые, тенистые места, но не в глубине леса, а на полянках, опушках, возле заброшенных дорог. В наших лесах растут подберезовики, подосиновики, белые грибы, рыжики, сыроежки... Это все съедобные грибы. (Можно собрать грибы, тщательно отбирая их. Предложить отнести в детский сад, чтобы их приготовили. Потом можно угостить родителей,) Объяснить детям, что поганки и мухоморы приносят пользу деревьям, а мухоморами лечатся лоси.
Если нашли белый гриб — обратить внимание на цвет шляпки (как будто шоколадная), форму (ножка, как кувшинчик).
Вот и гриб боровик.
И красив он, и велик!
В толстой шапке набекрень,
Ножка толстая, как пень.
Про найденный рыжик:
Рядышком с иголками
Рыжики под елками.
Не милы, не велики
И лежат, как пятаки.
А послушайте, какую загадку я вам загадаю:
Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке?
Посмотрите, здесь какая-то дорога, а по ней ползут муравьи. Смотрите, они все что-то тащат (иголочки, сухие травинки...). Давайте пойдем по этой дорожке и посмотрим на их дом. Вы знаете, какой'дом у муравьев? А много их в нем живет? А кто знает какие-нибудь загадки про муравьев и муравейник? А я знаю такую:
На полянке возле елок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нем миллион.
Ребята, вы помните сказку В. В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»? А что вы помните? Почему муравьишка так спешил домой? (Потому что к вечеру все ходы в муравейнике закрывают.)
Давайте посмотрим, что муравьи несут в свой дом? Каждый выберет себе муравьишку, за которым будет наблюдать.
А теперь расскажите, что нес ваш муравей, тяжело ли емубыло, пришлось ли ему обходить камешки или упавшие. Давайте немножко поможем муравьям — очистим их дорожку.
Ой, посмотрите, это же земляничная полянка! Наверное; вы и в самом деле хорошо себя вели, раз добрый гном показал ее вам. Давайте собирать землянику. Только это надо делать осторожно, чтобы ей не было больно. Не ломайте веточки и листочки. А у меня есть специальная «земляничная» считалочка:
На припеке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонек.
Разгибаем стебельки —
Собираем огоньки.
Ну как, ребята, понравилось вам наше путешествие? Вы были самыми настоящими путешественниками, исследователями. Вы услышали кукушку и дятла, увидели и описали разные деревья и кустарники, нашли много грибов и вспомнили, как они называются, а самое главное — вы тоже помогли лесу: вы не кричали и не пугали птиц. А как вы помогли муравьям! Теперь им намного легче будет ходить по той тропинке, которую вы очистили.
Я думаю, что лесной гном очень рад, что у него такие помощники растут. Ведь лес — это целый мир, а ему одному трудно ухаживать за лесом. Поэтому люди должны помогать лесному гному.
III. Работа после экскурсии
Через 2—3 дня после экскурсии — занятие по рисованию: насекомые, птицы, растения. (Можно дать темы:«Муравьиная дорожка», «Земляника», «Бабочка на цветке», «Гриб-боровик») Из работ, растений гербария, оригами составить панно, где было бы показано, что лес — это экологическая система.
До этого на занятии — игра «Разные грибы». Можно использовать загадки:
Я родился в день дождливый
Под осинкой молодой,
Круглый, гладенький, красивый,
С ножкой толстой и прямой.
А вот кто-то важный
На беленькой ножке.
Он с красною шляпкой,
На шляпке горошки...
Чтение рассказа М.Ильина и Е.Сегала «Рассказ о кустах и деревьях». Рассказы детей о том, что они видели и что им больше всего понравилось и запомнилось.
Обобщающая беседа. Можно предложить детям написать сказку или рассказ о земляничке, о муравье, о божьей коровке, о грибе, о сосне, под которой муравьи построили свой дом...